Страница обновлена 14.08.2019

Формирование адекватной самооценки у ребенка

Полезные рекомендации:

1. Найдите время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребенку все свое внимание, не деля его ни с чем.

2. Покажите ребенку, что вы признаете и понимаете его чувства, даже если не согласны с ним. Чувства не бывают правильными или неправильными. Но признавать чувства ребенка, не значит позволять ему неприемлемое поведение.

3. Чаще спрашивайте мнение ребенка (о какой-то ситуации или о планах), если необходимо, предложите ему пару альтернатив, приемлемых для вас. Это приучит ребенка думать самостоятельно, понимать, что его мнение ценят, а это дает ребенку чувство контроля над ситуацией.

4. Показывайте детям свою любовь. Любовь не зарабатывается, это не плата за хорошее поведение, она абсолютно бескорыстна, даже в тяжелый день.
Дети, которых любят и ценят, скорее всего, будут счастливыми и лучше себя вести.

5. Оценивайте непосредственно плохое поведение ребенка, не давая оценку его личности («Ты плохо поступил», а не «Ты плохой мальчик»).

6. Показывайте своему ребенку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Например, его старые рисунки, или проиграйте записанную на магнитофон его речь, или покажите его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки в общении и моторике.

7. Объясняйте ребенку, что у всех иногда случаются неудачи, что ошибки дают человеку возможность учиться.

8. Помогите ребенку почувствовать свою значимость, с раннего возраста поручая ему какие-нибудь дела или обязанности по дому.

9. Относитесь с уважением к индивидуальным особенностям вашего ребенка, позвольте ему «двигаться в его собственном темпе».

10. Признавайте сильные стороны своего ребенка и хвалите его за них, а не фиксируйте внимание на его слабостях. Предоставьте ребенку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится, и что у него получается, — это поможет ему приобрести уверенность в себе, которая понадобится при выполнении заданий, трудных для него.

11. Поймите, что «безобидные» прозвища или шуточные поддразнивания, кажущиеся вам забавными, совсем не так безобидно воспринимаются вашим ребенком. И если он просит вас перестать, прислушайтесь к нему!

Как похвалить ребенка:

Похвала ребенку – один из наиболее действенных педагогических инструментов, который могут использовать родители.

1. Будьте умеренны, хваля ребенка. Если ребенка хвалят слишком мало, у него может сложиться заниженная самооценка. Если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода «зависимость» от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, соответствовать
их мнению.

2. Хвалите за что-то конкретное, а не «вообще». Например, «Мне нравится, как ты сложил кубики. Тебе, наверное, долго пришлось их так аккуратно укладывать в нужную коробку. Молодец!», а не просто «Хороший мальчик!»

3. Хвалите усилия, а не то, как получилось. Дети, которых хвалят за конкретное усилие сделать что-то, скорее всего, повторят его. Например, «Спасибо, что ты так постаралась соскрести краску со стола». Факт, что краска не счищена полностью, не упоминается. Если в эту фразу добавить «но…» («Спасибо, что ты соскребла краску со стола, но в углах осталось немного»), то весь позитивный эффект будет утрачен. Однако после похвалы ребенка за его усилия можно сделать паузу, а потом добавить: «А в углах так трудно отскребать, давай попробуем вместе».

4. Избегайте использовать в похвалах слова в превосходной степени, например: «лучший», «самый умный», «самая красивая». Хотя эти слова и позитивные, если их повторять часто, они начинают восприниматься ребенком как некоторое давление с вашей стороны, поскольку он пытается жить, соответствуя вашим чрезмерным ожиданиям его «совершенства». Некоторым родителям кажется, что такие слова способствуют выработке у ребенка высокой самооценки, на самом же деле, часто получается наоборот. Ребенок, которому постоянно говорят, что он самый-самый считает, что от него постоянно ожидают, что он таким и будет… а это, согласитесь, непосильная ноша!

5. Хвалите словами, которые ваш ребенок понимает: «забавный», «музыкальный», «помощник», «добрый», «правдивый». Например: «Я рада, что ты честный и признался, как была разбита ваза». Таким образом, вы учите ребенка тому, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

«Рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду» 

«Во что играть с тревожными детьми?»

«О готовности к школе»

«Чего боятся наши дети…»

«Маленький копуша»